понедельник, 17 сентября 2012 г.

Дети, родители и преподаватели

Это последняя статья в цикле взаимоотношений между тремя участниками воспитательного процесса: детьми, родителями и преподавателями.

Самая главная оплошность со стороны взрослых по отношению к ребенку в процессе обучения - подход вроде "Все через это проходили и все как-то справились". Я разрешу себе побыть немного неккоректной. Наверное, каждый человек в своей жизни сталкивался с потерей близких, со смертью. Это неизбежно. Для всех. И в тот самый момент, когда это происходит, вряд ли хочется справляться как-то и без посторонней помощи. Примерно с такой позиции стоит взглянуть и на ребенка в школе и вузе. Пропадая в учебном заведении, сталкиваясь в неформальными правилами и отношениями, другими ребятами, не-семейными авторитетами - учителями, нормами учебного заведения и коллектива, социализацией, требованиями и прочими штуками ребенок в любом возрасте пробует на прочность свою систему ценностей и убеждений. И результат "как-то проживет, приспособится,  выплывет" здесь недопустим!

В первую очередь хочу остановиться на реакции учеников. Школьники и студенты очень чутко реагируют на поведение преподавателя. Фразы, взгляды, эмоциональные и личностные оценки другого ученика, интонации, жесты и мимика - всё это ученик впитывает очень быстро и делает выводы. Развивать тему выводов буду позже. Просто педагогу, дабы не навредить ученикам, нужно превратиться либо в безличностную и бесчувственную машину или обладать громадной выдержкой и терпением. Европейская система образования склоняется к первому варианту.

Во-вторых, когда дети попадают в учебное заведение, то рамки для них устанавливает не воспитание, не дом и семья, и даже не длиннющие инструкции и законы, а преподаватели. На территории учебного заведения "допустимое" и "недопустимое" определяется учителями. И в границах этих понятий ребенок живет и действует как угодно. Порой случается так, что то, что дозволено в школе не поощряется дома. Ребенок не несет за это никакой ответственности. Данные вопросы желательно решать не воспитывая ребенка, а общаясь с преподавателем, поощряющим ребенка.

А теперь о ребенке и системе образования присмотримся внимательнее. Сейчас система образования построена на нехватке внимания и времени. Ученику, чтобы заслужить "бонус", нужно как-то выделяться. И у каждого преподавателя есть свои требования, выполнив которые, можно "бонус" и заслужить. Для учителя в этом есть свои плюсы: ребята стараются, пыхтят и делают все, чтобы получить "одобрение" и "похвалу". Но как сложится жизнь ученика, который пытается быть для другого хорошим?

Не знаю, что дальше и писать-то. Школы и вузы основаны для детей, для того, чтобы они стали умными, сильными, здоровыми, творческими и счастливыми людьми. Но из-под скоплений всех инструкций да неформальных отношений учеников уже не сильно хорошо и видно. Есть система образования, преподаватели, как не очень социально защищенная профессия с невысоким окладом, семья с вечной нехваткой времени. А где же ученик? Где тот, ради кого существует преподаватель, система образования, и без которого семья будет неполной? Разве его можно воспитывать методом кнута и пряника, поощрения и наказания?
В данном вопросе многое зависит от способа воспитания в конкретной семье. Если дома не практикуют отношения: "сделал это и ты - хороший и наоборот", то в учебном заведении ребенка очень сложно будет купить подобной уловкой.

Вот, кстати, тема, в которой вопрос принятия рассматривался более детально.

Кроме того, когда в семье поддерживаются здоровые, уважительные отношения - это залог того, что ребенок не попадет в "плохую компанию в учебном заведении". Что я понимаю под плохой компанией? Это, дорогие родители, называется социализация или вливание в коллектив. И в этом коллективе ребята учатся лидировать, учатся использовать обстоятельства, знания, навыки...В этом коллективе делаются первые попытки командовать и управлять, навязывать правила и требовать. Если ребенок до школы находится в обстановке гармоничной, уравновешенной, основанной на уважении, то, скорее всего, он будет делать то, что считает нужным и правильным, а не то, что от него требует коллектив. Иммунитет к влиянию, к эффекту "стада" (как все - так и я), к желанию быть увиденным, услышанным и понятым любой ценой вырабатывается изначально здоровыми отношениями в семье.

Комментариев нет:

Отправить комментарий