Это последняя статья в цикле взаимоотношений между тремя
участниками воспитательного процесса: детьми, родителями и преподавателями.
Самая главная оплошность со стороны взрослых по отношению к
ребенку в процессе обучения - подход вроде "Все
через это проходили и все как-то справились". Я разрешу себе
побыть немного неккоректной. Наверное, каждый человек в своей жизни сталкивался
с потерей близких, со смертью. Это неизбежно. Для всех. И в тот самый момент,
когда это происходит, вряд ли хочется справляться как-то и без посторонней помощи. Примерно с такой позиции
стоит взглянуть и на ребенка в школе и вузе. Пропадая в учебном заведении,
сталкиваясь в неформальными правилами и отношениями, другими ребятами, не-семейными
авторитетами - учителями, нормами учебного заведения и коллектива,
социализацией, требованиями и прочими штуками ребенок в любом возрасте пробует
на прочность свою систему ценностей и убеждений. И результат "как-то проживет, приспособится, выплывет" здесь недопустим!
В первую очередь хочу остановиться на реакции учеников.
Школьники и студенты очень чутко реагируют на поведение преподавателя. Фразы,
взгляды, эмоциональные и личностные оценки другого ученика, интонации, жесты и
мимика - всё это ученик впитывает очень быстро и делает выводы. Развивать тему
выводов буду позже. Просто педагогу, дабы не навредить ученикам, нужно
превратиться либо в безличностную и бесчувственную машину или обладать громадной
выдержкой и терпением. Европейская система образования склоняется к первому
варианту.
Во-вторых, когда дети попадают в учебное заведение, то рамки
для них устанавливает не воспитание, не дом и семья, и даже не длиннющие
инструкции и законы, а преподаватели. На территории учебного заведения "допустимое"
и "недопустимое" определяется учителями. И в границах этих понятий
ребенок живет и действует как угодно. Порой случается так, что то, что
дозволено в школе не поощряется дома. Ребенок не несет за это никакой
ответственности. Данные вопросы желательно решать не воспитывая ребенка, а
общаясь с преподавателем, поощряющим ребенка.
А теперь о ребенке и системе образования присмотримся
внимательнее. Сейчас система образования построена на нехватке внимания и
времени. Ученику, чтобы заслужить "бонус", нужно как-то выделяться. И
у каждого преподавателя есть свои требования, выполнив которые, можно
"бонус" и заслужить. Для учителя в этом есть свои плюсы: ребята
стараются, пыхтят и делают все, чтобы получить "одобрение" и
"похвалу". Но как сложится жизнь ученика, который пытается быть для
другого хорошим?
Не знаю, что дальше и писать-то. Школы и вузы основаны для
детей, для того, чтобы они стали умными, сильными, здоровыми, творческими и
счастливыми людьми. Но из-под скоплений всех инструкций да неформальных
отношений учеников уже не сильно хорошо и видно. Есть система образования,
преподаватели, как не очень социально защищенная профессия с невысоким окладом,
семья с вечной нехваткой времени. А где же ученик? Где тот, ради кого
существует преподаватель, система образования, и без которого семья будет
неполной? Разве его можно воспитывать методом кнута и пряника, поощрения и
наказания?
В данном вопросе многое зависит от способа воспитания в
конкретной семье. Если дома не практикуют отношения: "сделал это и ты -
хороший и наоборот", то в учебном заведении ребенка очень сложно будет
купить подобной уловкой.
Вот, кстати, тема, в которой вопрос принятия рассматривался
более детально.
Кроме того, когда в семье поддерживаются здоровые, уважительные
отношения - это залог того, что ребенок не попадет в "плохую компанию в
учебном заведении". Что я понимаю под плохой компанией? Это, дорогие
родители, называется социализация или вливание в коллектив. И в этом коллективе
ребята учатся лидировать, учатся использовать обстоятельства, знания,
навыки...В этом коллективе делаются первые попытки командовать и управлять, навязывать
правила и требовать. Если ребенок до школы находится в обстановке гармоничной,
уравновешенной, основанной на уважении, то, скорее всего, он будет делать то,
что считает нужным и правильным, а не то, что от него требует коллектив.
Иммунитет к влиянию, к эффекту "стада" (как все - так и я), к желанию
быть увиденным, услышанным и понятым любой ценой вырабатывается изначально
здоровыми отношениями в семье.
Комментариев нет:
Отправить комментарий