суббота, 8 сентября 2012 г.

Родители, педагог и дети


В прошлый раз мы затронули вопрос о том, что у преподавателя любого учебного заведения есть правила, утвержденные законодательно, регламентирующие процесс образования и все вопросы общения с учениками. Преподаватель может ими пользоваться или не пользоваться - это его личное дело. Но для родителей не существует никаких правил касательно образовательного процесса. Никто не указывает, сколько часов они должны посвятить решению задач, объяснению непонятных тем, какие примеры привести, насколько терпеливыми быть. И всё сделанное или не сделанное родителями - целиком на их совести.

Ученик в процессе образования сталкивается с одним обстоятельством, которое его сильно удивляет. До школы или после школы, в первый год обучения в вузе, были одни правила. До школы в жизни ребенка были только "правила" его семьи, а до вуза - "правила" семьи и школы. Часто бывает так, что прежние правила не всегда пригодны для новых обстоятельств. И что касается школы, то ребенок первое время попытается опираться на опыт своих родителей: на их видение ситуации, их оценку школы, педагогов и одноклассников, их оценку своих успехов и не-успехов. В этой ситуации очень важно не транслировать негативных оценок. Родители здесь остаются сам на сам с собой и, мне думается, что их задача - обеспечить ребенку чувство уверенности и комфорта, и помочь ему разобраться в формальных и неформальных правилах учебного заведения, не формируя у него "негативных" образов и переживаний. О требованиях родителей к успешности и достижениям своих детей - читайте ниже в этой статье.

Существует ещё и другая сложность, которая не бросается в глаза на первый взгляд. Родители учеников учились в совершенно другое время. Иными словами, школы и вузы, общество не застыли - они изменились. И то, что знают родители о жизни в школе или вузе помимо занятий, - это их личный опыт, который давным-давно не соответствует сегодняшней действительности. Сегодня жизнь другая, не такая, какой она была вчера. И то, что "работало" вчера сегодня не работает. Поэтому советы родителей, опирающихся на свое прошлый опыт учебы, невозможно применить ребенку в его школьной или вузовской действительности! Лучше даже не пытаться советовать ребенку сделать так, как родители поступали 20-30 лет назад. Это просто не сработает! С моей точки зрения, наилучшая позиция для родителей - позиция участия. Будьте в курсе событий, слушайте о жизни своих детей очень внимательно и с интересом. Если вы захотите услышать о жизни современной молодежи, то увидите новый мир и новый социальный срез. К современным ребятишкам их же молодежная культура выдвигает множество правил и требований, которых раньше не было. И кураторы или классные руководители далеко не всегда в курсе нынешних "правил" молодежи. А всё потому, что большинство из них - взрослые, которые смотрят на все эти примочки и заморочки, как на чепуху. Но для ребят всё обстоит очень и очень серьезно. И лучше в это вникать и разбираться, чтобы дать своему ребенку или подопечному школьнику адекватный совет.

Я два года курировала группу студентов. Вроде бы сама не так давно была студенткой и школьницей, но с первых дней общения с вверенной мне группой, я обнаружила пропасть между нами. Неформальные, внутригрупповые понятия и правила изменились, и я их не знала. Поэтому, возраст в этом вопросе - не главное. Преподаватель вы или родитель, 30 вам или 50 - это не важно. Возраст не облегчает и не усложняет "постижение" молодежной культуры. Вы это сделаете, если только действительно захотите выслушать рассказы ребят и не станете предвзято к ним  относиться.

Родителям так же следует понять, что раз они учились давным-давно, то многое изменилось. Появился интернет, появился огромный объем информации в сети, изменились фильмы, сериалы, музыка...да что там говорить, даже сказки стали другими. А экономическая ситуация сейчас какая? Сейчас всё совсем не так, как в бытность родителей. Да и дети - это не родители в молодости. И учиться на отлично по всем предметам, посещать три кружка после учебы могло быть по силам родителям в прошлые годы и при прежних обстоятельствах и былой окружающей обстановке. Но это совершенно не значит, что дети смогут так же. Не нужно рассказывать ребенку, что родитель в их возрасте мог, умел, делал... Это делал родитель. К ребенку это не имеет никакого отношения. Он не обязан быть копией родителей и подражать им в годы их раннего детства или поздней юности. Напротив, накручивая ребенка, что он должен уметь, знать и делать, как и родители в прошлом, взрослые, скорее всего, не помогут ему решить проблему. Ведь у ребенка что-то не получается. Почему не получается? В чем причина? Когда родители не разбираются в этом, а требуют от ребенка, чтобы он "равнялся" на них в юности или на кого-то ещё, то оставляют ребенка с этой проблемой. А он не должен биться головой об стену и выжимать из себя все соки, чтобы соответствовать представлению родителей. В этом может прийти на помощь педагог и подсказать родителям, что нагрузка помимо учебы для ребенка велика или ребенок чего-то не понимает. И родителям нужно будет сесть и разобраться в происходящем, погрузиться в действительность ребенка, а не рассказывать о своей молодости.

Но иногда бывает и так, что педагог требует от учеников того, чего они не в состоянии сделать. Это касается не только обучения, но и понимания каких-то жизненных вопросов, отношений и т.д. Тогда уже родителям следует вмешаться в ситуацию и потолковать с преподавателем.

В любом случае, родителям и педагогу, стоит уяснить, что у них своя картина мира, в которую подростковая культура наверняка не вписывается. И чтобы найти контакт с молодежью, помочь им справиться с современными правилами и требованиями общества, ритмами и нормами жизни, родителям и педагогам нужно расширять границы собственного представления о жизни. Не дети должны соответствовать тому, что думают взрослые. А взрослые, так как они опытнее, мудрее и ответственнее, должны вместить в свои головы то, чем живут современные дети.

После этого останется всего одна задача - помогать ребятам жить их жизнью. Не проживать жизнь за них, не диктовать условия, не навязывать волю, не подсказывать решения, а помогать им реализовывать их собственный выбор. Это очень важно. Родители, которые привыкли всегда и во всем помогать своим детям, стремятся облегчить их жизнь. Крайне важно на этапе школы потихоньку осознавать, что у детей начинается своя жизнь, а у взрослых - своя. И с этим ничего не поделать)

Комментариев нет:

Отправить комментарий