пятница, 17 августа 2012 г.

Принятие и образование

Ну вот мы и добрались до продолжения темы)

Вчера и сегодня я думала, с какого вопроса мне начать. Решение само открылось в разговоре со знакомой.

Одна молодая мамочка сетовала мне на то, что её дочка-школьница попала в "дурную" компанию. И ребята из этой компании "научили" её прогуливать уроки, смотреть ужастики и хамить родителям. 

Вот с этого места попробуем запецить, поддеть и вытащить на свет потребность школьника быть принятым в компанию сверстников. Именно из этой "потребности" вырастают все те странные вещи, с которыми бывает сложно окружающим и самим ребятишкам.

Каждый взрослый хочет, чтобы его "принимали" таким, какой он есть. Я тоже хочу). А ребенок хочет этого сильнее, чем любой взрослый. Поэтому, если по каким-то причинам ему не досталось "принятия" дома (мама, папа круглые сутки на работе/заняты/эмоционально выдохлись), то...

Сначала ребенок "стучится" к родителям и родственникам. И чем меньше ему "открывают" - тем острее ему требуется это самое "принятие". Ребенку нужно чувствовать свою "нужность" -то, что он не безразличен миру. "Принятие" обеспечивает устойчивую связь с миром: ребенок говорит - мир отвечает. Отчасти благодаря и ради этой обратной связи ребенок развивается так, как развивается (от чего он получает отклик - туда и углубляется). Видите, насколько важно "принятие" для детей.

Когда по какой-то причине этого "принятия" ребенку не достается или достается, но очень мало, тогда он ищет кого-то постороннего, кто его примет. Чем острее ребенку нужно "принятие" - тем заниженнее его требования к окружению. Новый знакомый курит, пьет, травку нюхает - да это не так страшно, когда он "принимает". За "принятие" можно на многое закрыть глаза.

Но "принятие" просто так не дают. Обычно, чтобы стать своим человеком в компании, нужно...(вот тут и спрятались все кошмары родителей) У любой компании свой список того, что нужно. Зачастую ребенок подстраивается под компанию и выполняет список строго по пунктам. Тогда он получает то, чего хочет - "принятие". Только вот соблюдая пункты списка, ребенок играет роль, которая "нравится" окружающим, которая "принимается" окружающими. "А что там за человек под этой ролью, чем он на самом деле дышит, и как с этим жить дальше?"- те ешё вопросы.

Теперь снова возвращаемся к школе и дому. Мне кажется, очень важно учителям да родителям снова и снова разъяснять детям, что если для "принятия" нужно "быть хорошим", "играть роль" - это фальшивка. Быть хорошим или плохим в чьих-то глазах значит занимать какое-то место в конкретизированном мире другого человека. Хороший - друг, нейтральный - знакомый, и т.д. Это действительно просто место в реальности другого человека. И данное место не меняет вкусов, здоровья, счастья ребенка. Людей в мире много. У каждого человека свои заморочки.

Родители должны бы "принимать" своих детей без всяких условий, т.е. без просьб и требований быть такими, а не другими. Правда, в жизни по-всякому случается. Я думаю, что в  любом случае, учитель школы или вуза - последняя инстанция для юной и неокрепшей души ученика. Учитель может объяснить ребенку, что главное в жизни - быть собой, а не "быть хорошим" и "играть роль". Именно преподаватель может объяснить ребенку, что делать вот с этим: "мама хочет и это значит...", "Петя (Маня, Ваня) мне друг и я должен..."

Педагог может это сделать, воспитывая у ребенка уважение к родителям и друзьям. Тогда ученик отлично разберется, что значит жить по чьим-то правилам и для кого-то, а что значит быть собой и присматриваться к другим, прислушиваться и договариваться.

В последних двух абзацах очень часто повторяется "может". Вы, наверное, уже поняли почему. Я хотела четко разграничить то, что реально происходит в сфере образования и то, что можно сделать.

"Принятие" здорово влияет на психологическое и физическое здоровье каждого отдельного человека, да и на качество общества в целом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий