Ну вот мы и добрались до
продолжения темы)
Вчера и сегодня я думала, с
какого вопроса мне начать. Решение само открылось в разговоре со знакомой.
Одна молодая мамочка сетовала
мне на то, что её дочка-школьница попала в "дурную" компанию. И
ребята из этой компании "научили" её прогуливать уроки, смотреть
ужастики и хамить родителям.
Вот с этого места попробуем
запецить, поддеть и вытащить на свет потребность школьника быть
принятым в компанию сверстников. Именно
из этой "потребности" вырастают все те странные вещи, с которыми бывает
сложно окружающим и самим ребятишкам.
Каждый взрослый хочет, чтобы
его "принимали" таким, какой он есть. Я тоже хочу). А ребенок хочет
этого сильнее, чем любой взрослый. Поэтому, если по каким-то причинам ему не
досталось "принятия" дома (мама, папа круглые сутки на
работе/заняты/эмоционально выдохлись), то...
Сначала ребенок
"стучится" к родителям и родственникам. И чем меньше ему
"открывают" - тем острее ему требуется это самое "принятие". Ребенку нужно чувствовать свою "нужность"
-то, что он не безразличен миру. "Принятие" обеспечивает устойчивую связь с миром: ребенок говорит
- мир отвечает. Отчасти благодаря и ради этой обратной связи ребенок
развивается так, как развивается (от чего он получает отклик - туда и
углубляется). Видите, насколько важно "принятие" для
детей.
Когда по какой-то причине этого "принятия" ребенку не достается или достается, но очень мало, тогда
он ищет кого-то постороннего, кто его примет. Чем острее ребенку нужно "принятие" - тем заниженнее
его требования к окружению. Новый
знакомый курит, пьет, травку нюхает - да это не так страшно, когда он "принимает". За "принятие" можно на многое закрыть глаза.
Но "принятие" просто так не дают. Обычно, чтобы стать своим
человеком в компании, нужно...(вот тут и спрятались все кошмары родителей) У
любой компании свой список того, что нужно. Зачастую ребенок подстраивается под
компанию и выполняет список строго по пунктам. Тогда он получает то, чего хочет
- "принятие". Только вот соблюдая пункты списка, ребенок играет
роль, которая "нравится" окружающим, которая "принимается" окружающими. "А что там за человек под этой ролью, чем он на самом деле дышит, и как с этим жить дальше?"- те ешё вопросы.
Теперь снова возвращаемся к
школе и дому. Мне кажется, очень важно учителям да родителям снова и снова
разъяснять детям, что если для "принятия" нужно "быть
хорошим", "играть
роль" - это фальшивка. Быть
хорошим или плохим в чьих-то глазах значит занимать какое-то место в конкретизированном мире
другого человека. Хороший - друг,
нейтральный - знакомый, и т.д. Это действительно просто место в реальности
другого человека. И данное место не меняет вкусов, здоровья, счастья ребенка. Людей в мире много. У каждого человека свои заморочки.
Родители должны бы "принимать" своих детей
без всяких условий, т.е. без просьб и требований быть такими, а не другими.
Правда, в жизни по-всякому случается. Я думаю, что в любом случае,
учитель школы или вуза - последняя инстанция для юной и неокрепшей души
ученика. Учитель может объяснить ребенку, что главное в жизни - быть собой, а
не "быть хорошим" и "играть
роль". Именно преподаватель
может объяснить ребенку, что делать вот с этим: "мама хочет и это
значит...", "Петя (Маня, Ваня) мне друг и я должен..."
Педагог может это сделать,
воспитывая у ребенка уважение к родителям и друзьям. Тогда ученик отлично
разберется, что значит жить по чьим-то правилам и для кого-то, а что значит
быть собой и присматриваться к другим, прислушиваться и договариваться.
В последних двух абзацах очень
часто повторяется "может". Вы, наверное, уже поняли почему. Я хотела
четко разграничить то, что реально происходит в сфере образования и то, что
можно сделать.
"Принятие" здорово влияет на психологическое и физическое здоровье каждого отдельного человека, да и на качество общества в целом.
"Принятие" здорово влияет на психологическое и физическое здоровье каждого отдельного человека, да и на качество общества в целом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий