Что же друзья, подведем итоги о
мудрости и многознайстве.
С одной стороны вам наверняка
покажется, что мудрый человек с одной стороны очень расчетливый, а с другой -
высокоморальный, нравственный. Это все две стороны одной медали. Мудрость
действительно опирается на этические, моральные максимы и аналитический ум. А все
предыдущие статьи направлены на то, что бы показать вариант формирования и
развития ума, морали, нравственности, этики. Правильно, дорогие мои, этот вариант - образование.
Этика. Она действительно сильно
развивается или не развивается в школе и вузах. Это когда человек требует от
себя перемен. Т.е. когда школьник или студент открывает для себя новые цели и
ценности, и выстраивает свое поведение и образ жизни так, чтобы их достичь и
соответствовать им. А от того, что он захочет в себе раскрыть и реализовать,
напрямую зависит и качество его жизни, взаимоотношения с миром и людьми. И если
учебные заведения не предлагают ученику альтернативу целям и ценностям
телевидения, интернета, то о выборе говорить не приходится.
Мораль - это то, что ориентирует человека
на благо других людей. И она не должна строиться на тезисе "будь
хорошим". Если человек поступил по отношению к кому-то "хорошо",
потому что иначе он выглядел бы "плохим" - это не "мораль",
а какая-то система управления поведением. Каждый человек дожен чувствовать и
видеть взаимосвязь с другими людьми. И на основе этого действовать. Когда люди
знают об этих узах, они не стремятся жить только для себя, потому что осознают
степень своего влияния на окружающих. Это все раскрыто не в одной книге, и даже
не в двух, и не в сотне. Нет ничего нового под солнцем. Все это уже прожито и
описано другими для нас не раз.
Нравственность - это то, как
работает этика и мораль внутри каждого человека. И замечательно, когда выбирать
между этикой и моралью не приходится. А если и приходится, то и подобный опыт в
копилке человечества уже есть. И он так же рассмотрен и описан со всех сторон.
В учебных заведениях этот опыт
можно пережить априори - побробовать осмыслить ситуацию с разных сторон и сравнить
результаты. В реальной жизни все немножко иначе.
Многознайство же совсем не связано с
развитием и формированием этики, нравственности и морали.
Комментариев нет:
Отправить комментарий