пятница, 3 августа 2012 г.

Мудрость и многознайство. Эпилог.

Что же друзья, подведем итоги о мудрости и многознайстве.
С одной стороны вам наверняка покажется, что мудрый человек с одной стороны очень расчетливый, а с другой - высокоморальный, нравственный. Это все две стороны одной медали. Мудрость действительно опирается на этические, моральные максимы и аналитический ум. А все предыдущие статьи направлены на то, что бы показать вариант формирования и развития ума, морали, нравственности, этики. Правильно, дорогие мои, этот вариант - образование.

Этика. Она действительно сильно развивается или не развивается в школе и вузах. Это когда человек требует от себя перемен. Т.е. когда школьник или студент открывает для себя новые цели и ценности, и выстраивает свое поведение и образ жизни так, чтобы их достичь и соответствовать им. А от того, что он захочет в себе раскрыть и реализовать, напрямую зависит и качество его жизни, взаимоотношения с миром и людьми. И если учебные заведения не предлагают ученику альтернативу целям и ценностям телевидения, интернета, то о выборе говорить не приходится.

Мораль - это то, что ориентирует человека на благо других людей. И она не должна строиться на тезисе "будь хорошим". Если человек поступил по отношению к кому-то "хорошо", потому что иначе он выглядел бы "плохим" - это не "мораль", а какая-то система управления поведением. Каждый человек дожен чувствовать и видеть взаимосвязь с другими людьми. И на основе этого действовать. Когда люди знают об этих узах, они не стремятся жить только для себя, потому что осознают степень своего влияния на окружающих. Это все раскрыто не в одной книге, и даже не в двух, и не в сотне. Нет ничего нового под солнцем. Все это уже прожито и описано другими для нас не раз.

Нравственность - это то, как работает этика и мораль внутри каждого человека. И замечательно, когда выбирать между этикой и моралью не приходится. А если и приходится, то и подобный опыт в копилке человечества уже есть. И он так же рассмотрен и описан со всех сторон.

В учебных заведениях этот опыт можно пережить априори - побробовать осмыслить ситуацию с разных сторон и сравнить результаты. В реальной жизни все немножко иначе.

Многознайство же совсем не связано с развитием и формированием этики, нравственности и морали. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий