среда, 25 июля 2012 г.

Знание и не-знание


Знание и не-знание могут быть одинаково созидательны и деструктивны.
Школьники и студенты получают знания, информацию не только на занятиях, но и дома, в интернете, из газет и журналов, кино и сериалов.
Мои знакомые преподаватели часто сетуют на то, что ученикам предпочитают сериал или  интернет, хорошему роману. Да, жизнь на экране телевизоров или в сети куда ярче и насыщенней: там кипят страсти, там не сильно заморачиваются над вопросами (невольно вспоминается гамлетовское "Быть или не быть?"), там герои живут так, как они хотят жить. Куда уж потом до школьных задач, сочинений и литературы? Вот и выходит, что ученики из средств массовой информации получают представление о ценностях, этике и нравственности. Это своего рода знание. И как мне кажется, у такого знания больше отрицательных свойств, чем конструктивных. Ниже я объясню почему.
Некоторые мои коллеги негативно высказываются о современном телевиденьи и интернете, дескать они разрушают нравственно молодежь. Я хочу с вами поделиться своими соображениями. Мне думается, что из фильмов и сети довольно сложно почерпнуть конструктивно-развивающую информацию. Но все же она там есть. А вот отрицательно высказываться о СМИ я бы не стала. Фильмы, сериалы, информация из интернета не попадает в чью-то голову из воздуха и не витает в пространстве. Человек, будь это школьник или студент, сам ищет, смотрит и впитывает то, что есть в сети и на телеэкранах. Я вижу загвоздку в том, что ученикам нравится смотреть то, что они смотрят, что они находят в этом полезные знания. Если бы не нравилось - не смотрели бы или посмотрели бы и забыли. Мои рассуждения снова привели меня к учебным заведениям.
Возьмем, например, школу. В программу по литературе входят самые разные художественные произведения. Герои романов и новелл прошлого прописаны очень детально и глубоко. Они чувствуют, переживают, волнуются не только за себя, но и за своих близких, они ошибаются и раскаиваются, они пересматривают свои ценности и приоритеты. Если ученик школы заинтересуется этим, если станет сочувствовать и сопереживать главным героям, он, поневоле, откроет для себя глубину отношений и чувственного опыта. И, вполне возможно, его больше не удовлетворят поверхностные суждения и легкомысленные поступки. Я считаю, что не-знание учеником литературы как раз и влияет на его выбор в пользу интернета.
Снова и снова педагог должен привлекать внимание школьника к математике, физике и химии, к решению задач - развивать его аналитический ум. Именно тогда ученик, пораскинув мозгами, поймет, что большинство сериалов и фильмов лишены смысла. В них герои эпатажны, созданы для публики, только привлекают внимание целевой аудитории и стараются зацепить  сильные эмоции и чувства (любовь, ненависть, обида, предательство). Но они поверхностны и лишены глубины. Я думаю, что благодаря развитию навыков в школе, любой ученик разберется в том, что именно на телеэкранах и в сети направлено на повышение рейтинга и получение целевой аудитории.
В вузах углубляется логика, студенты изучают этику и эстетику, культурологию и философию. Кругозор студента, если он заинтересован в предмете, расширяется и он понимает, что мир - большой и разный, и в нет ничего обязательного.
Таким образом, я думаю, что образование в первую очередь должно предоставить ученику возможность выбора. Право слово, человек не может выбирать между чем-то, что он знает и тем, чего он не знает. И если ученик не знает литературы или другой дисциплины - это потеря не только информации, а потеря возможности выбора. Так же вершиной учебного процесса является, как по мне, умение анализировать и синтезировать знания. Решая задачи на занятиях, ученики учатся просто решать задачи. Однако, если такая задача требует всесторонней оценки и анализа, знания нескольких дисциплин - начинается анализ. Такой опыт школьник или студент может применить и в своей личной жизни.
Но все это возможно, если ученик обладает этими знаниями и опытом. Посему педагог - это не просто тот, кто учит определенной дисциплине, а тот, кто участвует в жизни каждого студента. И во многом, от старания педагога зависит, будет ли студенту из чего выбирать и сможет ли он, выбирая, максимально использовать аналитические качества и опыт не только прошлых поколений, но веков.

Комментариев нет:

Отправить комментарий