четверг, 26 июля 2012 г.

Многознайство и ум

Сегодня я поговорю о "развитии ума" через образование в школах и вузах.

Русский - богатый и очень точный язык. Именно за точность формулировки я его люблю больше других языков. В русском есть замечательное слово - "многознайка". Так называют человека, который знает много. Но есть еще и такие слова как "умный" и "мудрый". Многознайство обозначает лишь количеством знаний человека. А ум и мудрость приходят к тем, кто с помощью знаний отточил свой интелект и развил ясность, гибкость, непредвзятость суждений, аналитические способности.

В былые времена люди стремились к знаниям, спешили в библиотеки, добывали книги, чтобы развить ум, а не накопить знания.

Первые школы возникли в Древних Греции, Риме, Китае и Индии. Но далеко не все, кто обучался в школе или вузе оставили свой след в истории. "Например, кто?" - спросите вы. А я отвечу: "Сократ, Конфуций, Николло Маккиавелли, Жан-Жак Руссо, Фрэнсис Бекон, Максим Горький, Айседора Дункан, Майкл Фарадей, Авраам Линкольн, Бенджамин Франклин, Рамануджан Сриниваса, Арнольд Шёнберг и другие". Это всё самоучки. У некоторых из них не было начального образования, наставников и хоть каких-то учитилей. Другие - переучивались сами. В выбранной сфере деятельности они достигли высокго уровня образования вне стен  учебных заведений. Внимательно посмотрите на этот список имен. Среди них - философы, ученные, художники, публицисты, композиторы, танцоры и даже два президента. Их объединяет то, что они сотворили себя сами. Независимо от возраста, страны, эпохи они оттачивали свой ум, а не просто накапливали знания. А благодаря развитому уму, эти люди повлияли на развитие науки, литературы, музыки...на жизнь миллионов. Именно в "развитии ума", его отточенности, ясности, на мой взгляд, и заключается истинная сила образования. 
Знания, бесспорно, полезны и нужны, но сами по себе они не сделают человека умным - не сделают его способным к постижению действительности, размышлению о ней и правильным выводам. 
Образование в учебных заведениях может помочь человеку "развить ум", а может и помешать этому. Если образование будет направлено лишь на накопление знаний о мире - люди будут много знать. При этом ученики могут не захотеть "развивать ум". Для того, чтобы чего-то захотеть, нужно хоть немного представлять чего хочешь. А для того, чтобы представить разницу между умом и многознайством, нужно "развить ум". Только тогда ученик сможет сам решить, что ему ближе.
Очень важное место в "развитии ума" в современном мире принадлежит педагогам. Своими вопросами, задачами, некоторой недосказанностью, оставляющей место для размышлений, преподаватель помогает ученику оттачивать ум с помощью знаний. Книжка и тесты этого не могут. В книге - информация, а тесты проверяют лишь знание информации. А вот живая дискуссия, непрерывный процесс решения задачи на занятии, внезапно возникший вопрос, нестандартные задания, интеграция знаний, выход за рамки изучаемого предмета, проведение параллелей между знаниями, полученными в школе или вузе и законами жизни, сочинения - все это "развивает ум" на основе уже имеющейся информации.

В завершении скажу об обществе. Самый сильный человек - это мудрый человек, самый сильный народ - это мудрый народ. Нация и поколение могут быть многознающими людьми, но не быть мудрыми, и даже не быть умными. Я, он, она, каждый из нас живет в каком-то обществе. В нем будут жить наши дети. В каком обществе мы живем? Каким оно станет после нас? 
От выбора преподавателей, от выбора учеников и их родителей, от выбора каждого из нас зависит качество не только отдельной взятой жизни, но и судьба народа. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий