Сегодня я поговорю
о "развитии ума" через образование в школах и вузах.
Русский - богатый и
очень точный язык. Именно за точность формулировки я его люблю больше
других языков. В русском есть замечательное слово - "многознайка". Так
называют человека, который знает много. Но есть еще и такие слова как "умный" и "мудрый". Многознайство обозначает лишь количеством знаний
человека. А ум и мудрость приходят к тем, кто с помощью знаний
отточил свой интелект и развил ясность, гибкость, непредвзятость суждений,
аналитические способности.
В былые времена
люди стремились к знаниям, спешили в библиотеки, добывали книги, чтобы развить
ум, а не накопить знания.
Первые школы
возникли в Древних Греции, Риме, Китае и Индии. Но далеко не все, кто обучался
в школе или вузе оставили свой след в истории. "Например, кто?" -
спросите вы. А я отвечу: "Сократ, Конфуций, Николло Маккиавелли, Жан-Жак
Руссо, Фрэнсис Бекон, Максим Горький, Айседора Дункан, Майкл Фарадей, Авраам
Линкольн, Бенджамин Франклин, Рамануджан Сриниваса, Арнольд Шёнберг и другие". Это всё самоучки. У
некоторых из них не было начального образования, наставников и хоть каких-то
учитилей. Другие - переучивались сами. В выбранной сфере деятельности они
достигли высокго уровня образования вне стен учебных заведений.
Внимательно посмотрите на этот список имен. Среди них - философы, ученные,
художники, публицисты, композиторы, танцоры и даже два президента. Их
объединяет то, что они сотворили себя сами. Независимо от возраста, страны,
эпохи они оттачивали свой ум, а не просто накапливали знания. А благодаря
развитому уму, эти люди повлияли на развитие науки, литературы, музыки...на
жизнь миллионов. Именно в "развитии ума", его отточенности, ясности,
на мой взгляд, и заключается истинная сила образования.
Знания, бесспорно, полезны
и нужны, но сами по себе они не сделают человека умным - не сделают его
способным к постижению действительности, размышлению о ней и правильным выводам.
Образование в учебных заведениях
может помочь человеку "развить ум", а может и помешать этому. Если
образование будет направлено лишь на накопление знаний о мире - люди будут
много знать. При этом ученики могут не захотеть "развивать ум". Для
того, чтобы чего-то захотеть, нужно хоть немного представлять чего хочешь. А
для того, чтобы представить разницу между умом и многознайством,
нужно "развить ум". Только тогда ученик сможет сам решить, что ему
ближе.
Очень важное место
в "развитии ума" в современном мире принадлежит педагогам. Своими
вопросами, задачами, некоторой недосказанностью, оставляющей место для
размышлений, преподаватель помогает ученику оттачивать ум с помощью знаний.
Книжка и тесты этого не могут. В
книге - информация, а тесты проверяют лишь знание информации. А вот живая дискуссия, непрерывный
процесс решения задачи на занятии, внезапно возникший вопрос, нестандартные
задания, интеграция знаний, выход за рамки изучаемого предмета,
проведение параллелей между знаниями, полученными в школе или вузе и
законами жизни, сочинения - все это "развивает ум" на основе уже
имеющейся информации.
В завершении
скажу об обществе. Самый сильный человек - это мудрый человек, самый
сильный народ - это мудрый народ. Нация и поколение могут быть многознающими
людьми, но не быть мудрыми, и даже не быть умными. Я, он, она, каждый из нас
живет в каком-то обществе. В нем будут жить наши дети. В каком обществе мы
живем? Каким оно станет после нас?
От выбора
преподавателей, от выбора учеников и их родителей, от выбора каждого из нас
зависит качество не только отдельной взятой жизни, но и судьба народа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий