А теперь давайте
поговорим об образовании. Это деликатная и сложная тема. Я, как вы уже знаете,
два года преподавала в вузе. Посему мне есть что сказать об университетах,
Болонской системе образования, студентах и школьниках. Но всему свое время.
Давайте начнем с
начала.
Я считаю, что
есть два типа знаний. Первый - знание общих и специализированных дисциплин,
которые мы получаем в школах и вузах. Второй - осознание себя и мира,
ценностей, норм социума и каждого отдельного человека.
На данный момент
школы и вузы перестраиваются на преподавание только первого типа знаний.
Математика, языки, литература, философия, логика, финансы, психология -
стандартный набор учебных заведений.
Как люди
получают второй тип знаний? Занимательный вопрос, я вам скажу. Но есть ещё
один, куда более интересный: "Связана ли личная осознанность человека с
учебным процессом?" Я ответила на него утвердительно и отрицательно.
Не раз и не два
я сама сталкивалась с людьми без высшего образования. Некоторые из них были
учтивы, добры, вежливы. Они рассуждали трезво и ясно, смотрели на жизнь
позитивно, относились ко всем как к равным. Уважение к другим людям и природе
жило в их сердцах, проявлялось в поступках.
Преподавая в
университете, я поняла, что с умными, образованными людьми порой очень нелегко
общаться и работать.
Мы все хотим,
чтобы нас уважали просто потому, что мы живем. Мы все ищем искренности и
честности в отношениях с другими. Мы все хотим, чтобы общество, правительство,
продавцы в магазинах и наши соседи поступали порядочно. Как это относится к
системе образования?
Предмет
педагогики - следить за целостным развитием и формированием личности в процессе
обучения и образования. С таким определением согласны русские и украинские
педагоги. В их числе А.А. Реан, И.И.
Прокопьев, Н.В. Михалкович, П.И. Пидкасистый, В.И. Андреев, П.Д. Юркевич и
другие. Возможно вы ничего о них не знаете. Но это не важно. Я хотела донести
до читателя то, что целый ряд педагогов взял на себя обязательство не только
вести определенную дисциплину в учебном заведении, но и "следить за
целостным развитием и формированием личности". Так или иначе это касается получения
школьником или студентом второго типа знаний.
На занятиях невозможно не затрагивать этические и
нравственные аспекты, мотивы поведения героев литературных произветений и
исторических личностей. И каждый ученик оценивает их по-своему.
В школе и вузе люди не только решают типовые задачи, но и
развивают логику, наблюдательность, изобретательность. Ученики учатся задавать
ключевые вопросы и искать ответы, отделять главное от второстепенного, нужное
от ненужного. Эти занятия и навыки влияют на формирование системы ценностей
школьников, помогают им осознавать себя; ладить с другими людьми; пользоваться
знаниями, полученными в учебном заведении, в соотвестивии с этическими нормами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий